Догматическое богословие

Догматическое богословие
(или догматика) – наука, имеющая содержанием систематическое изложение христианских догматов. Для обозначения, какой именно церкви или какого исповедания излагаются догматы, присоединяются соответствующие эпитеты: православный, католический и др. Д. б. – излагает христианские догматы. Догмат – δογμκ – греч. слово от глагола δοκειν – думать, полагать, верить, обозначает собою мысль, вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твердым убеждением человека, а также определившееся твердое, неизменное решение человеческой воли. Сообразно с таким двояким значением этого слова древние писатели (Платон, Фукидид, Ксенофонт, Демосфен, Цицерон, Сенека, Полибий и Геродиан), а с их точки зрения и христианские (св. Исидор, Ориген, Созомен) употребляли его для обозначения несомненно-истинного и бесспорного основоположения или правила, относящегося к философии теоретической и к законодательству. Прилагая этот термин, они хотели указать, что, с одной стороны, известное религиозное или философское учение относительно тех или иных предметов, на их взгляд, авторитетнее и выше, чем всякое другое мнение или воззрение, а с другой – постановления государственной власти требуют безусловного подчинения им со стороны подданных. Христианские писатели воспользовались этим термином для обеспечения истин откровенной религии, хорошо выражающим свойства христианской истины, как истины бесспорной и непреложной вследствие ее богооткровенного происхождения и как такой, которая общеобязательна для христиан. Однако усвоивши слово "догматы", отцы и учители церкви стали называть оным не все без различия содержащиеся в откровении истины, но из богооткровенных – истины созерцательного или умозрительного характера, такие, далее, которые определены и исповедуются общим голосом вселенской церкви, которые непременно должны быть соблюдаемы всяким христианином под опасением отлучения от общества христиан. Существенные признаки догматов: 1) умозрительность, или созерцательность, 2) богооткровенность, 3) церковность и 4) общеобязательность для всех членов церкви. Умозрительный признак догматов показывает, что к ним относятся истины, содержащие учение о Боге и отношении Его к миру и человеку, истины веры, которые должны быть усвояемы верою. Догматы христианской религии богооткровенны, а потому и непререкаемы и неизменны; они открыты Самим Богом сполна и однажды навсегда в св. Писании и Предании, переданы нам чрез единородного Сына Божия и возвещены апостолами. Потому-то отцы церкви называют христ. догматы также "догматами Божьими, И. Христа, евангельскими, апостольскими", и то учение, которое не восходит к И. Христу или Его апостолам, не есть догмат веры. Догматы вследствие своего божественного происхождения безусловно истинны и непреложны. Должную твердость человеческим убеждениям относительно догматов веры придает их церковность, т. е. признание догматов таковыми вселенскою церковью, хранительницею и истолковательницею божественного откровения для всех людей, которая соблюдается Св. Духом, пребывающим с нею вовек, так что не может ни погрешать, ни обманывать, ни обманываться. Поэтому догматы нередко назывались "догматами церкви". Догматы, далее, должны быть общеобязательными правилами или законами для всякого верующего, не желающего отрекаться от Христа и отделяться от основанной Им церкви и чрез то лишаться надежды на спасение. Таким образом, догматы – суть богооткровенные умозрительные истины, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, хранимые, определяемые и преподаваемые православной церковью, как непререкаемые, неизменные и обязательные для всех верующих правила веры, а систематическое изложение их, выяснение и научное обоснование составляет содержание Д. Б. Православное Д. Б. есть система православного христианского вероучения, т. е. учение о триипостасном Боге, Его свойствах и действиях в отношении к миру и к человеку. Все другие христианские истины – нравственные, богослужебные, канонические – имеют значение для христианина в зависимости от догматов, имеющих первостепенное значение. Церковь терпит в своих недрах грешников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы. Догматы веры в высшей степени удовлетворяют потребности человеческого разума, отвечают на все его вопросы и запросы и имеют могущественное влияние на религиозно-нравственную жизнь человека. Учения, отвергающие значение догматов в христианстве во имя нравственности или во имя религиозного чувства, односторонни и не выдерживают критики. Православная церковь признает, что в учении Христа и Его апостолов однажды навсегда дана потребная человеку в его земном бытии истина и не должно ожидать от Бога непосредственного откровения людям после И. Христа, новых догматических истин. Все открытые Богом чрез пророков и воплотившегося Сына Божия догматы веры – останутся на все времена, пока будет существовать христианство; они представляют собой истину абсолютную, навеки неизменную, и потому не подлежат никаким поправкам, дополнениям и усовершенствованиям. Совершенно противоположно этой истине – учение римско-католич. богословия о догматическом развитии церкви, которым признается качественное изменение догматов и количественное нарастание их в церкви. Но это учение не имеет оснований ни в Св. Писании, ни в древнецерковном учении, которые убеждают в верности истине православного воззрения. Православная церковь, признавая неизменяемость и неусовершаемость вероучения со стороны содержания, не отвергает, однако, возможности некоторого рода усовершаемости в развитии его. Эту усовершаемость и развитие церковь полагает в точнейшем определении и объяснении или раскрытии одних и тех же неизменных в существе своем догматов – а не в умножении числа их и не в изменении самого содержания их по отношению к человеческому сознанию к усвоению и пониманию догматов людьми, которое бывает различно у разных людей и в каждом человеке в различные возрасты жизни. Проходя таким образом через человеческое сознание, догматы неизбежно должны подвергаться видоизменениям, принимая разного рода конечные формы, в одно время – менее совершенные и определенные, в другое время – более. Такое развитие, точнее – раскрытие догматов, действительно имело место в церкви. Так как христианские догматы суть истины богооткровенные, вечные и разум человеческий не может ни изменять, ни усовершать их, так как они должны быть усвояемы верою, а не основываться на каких-либо опытных или рассудочных данных, то возникает вопрос: возможна ли по отношению к ним научная и свободная деятельность разума, возможна ли наука о них? Под наукой разумеется исследование истины, приобретенной ли человеческим разумом или сообщенной откровением, и отрицать уместность Д. Б., как науки, можно было бы только при условии ложности ее начал. Истины, раскрываемые наукой о догматах, служат предметом веры, но вера не исключает сознательного усвоения и уяснения их и проникновения в их глубочайший смысл. Догматы могут быть рассматриваемы с разных сторон; отсюда возникли разные деления догматов. Православное Д. Б. признает деление догматов на 1) общие и основные, иначе наз. членами веры, из которых каждый заключает в себе по нескольку других догматов или же служит для них каким-либо основанием, и 2) частные, выведенные из первых или на них основывающиеся. Это деление объясняет нам, что, принимая члены веры, предлагаемые нам церковью в символе веры, мы уже тем самым обязываемся принимать и все частные догматы, какие выводит из них церковь. Далее, делят догматы на 1) непостижимые для разума, или чистые, так как они основаны на одном только сверхъестеств. откровении, и 2) постижимые для него, или смешанные, так как они нам известны не только из откровения сверхъестеств., но вместе из естеств. разума; различают также догматы раскрытые и нераскрытые церковию, но это относительно; догматы общие у православной церкви с другими церквами и ее особенные. С другими науками Д. Б. находится в тесной связи: одни из них дают материал. для Д. Б. (науки о Св. Писании и Св. Предании Церковная История, Основн. и Сравнительное Богословие); для других Д. Б. само служит основой (Нравственное Богословие. Литургика, Гомилетика). В истории развития науки Д. Б. различают 3 периода: 1-й – от учеников мужей апостольск. до появления системы Д. Б. св. Иоанна Дамаскина (730 - 750 г.), 2-й период – от св. И. Дамаскина до митрополита киевского Петра Могилы (1631 - 1647 г.) и 3-ий период – с половины XVII века до наших дней. В 1-м периоде был выработан научный способ (метод) и по частям изъяснено все содержание науки. Начало научного способа исследования было вызвано переходом в недра Церкви Христовой ученых язычников, как св. Иустин философ, Аристид, Татиан и др., появлением врагов христианства в лице языческих мудрецов, появлением еретиков, принявших христианство, но не умевших отказаться от своих прежних философских убеждений. За первыми трудами св. Иустина и др. последовали работы св. Иринея, Тертуллиана и Оригена в III веке, в IV веке появились 18 огласительных и 5 тайноводственных поучений св. Кирилла Иерусалимск., большое катехизич. слово св. Григория Нисского, сокращенное изложение божеств. догматов блаж. Феодорита и сочин. блаж. Августина "О граде Божием". Этот период несравним ни с каким другим по отношению к содержанию науки: тогда исследованы, утверждены и ограждены со всех сторон самые ее начала, тогда рассмотрены и все частные догматы. Второй период открывается появлением замечательнейшего в древности произведения св. И. Дамаскина "Точное изложение православной веры", представляющего собой не совокупное изложение догматов, а научную догматическую систему, строго верную духу древней вселенской церкви. Пример св. И. Дамаскина не нашел себе последователей ни на западе, ни на востоке. С конца IX века и особенно с половины XI века западная церковь, увлекшись духом нововведения и возведши на степень догматов некотор. частные мнения, изменила древней церкви и отделилась от православн. востока. На западе возникла и утвердилась схоластика, а на востоке – Догматика Дамаскина пользовалась заслуженным вниманием. Появившиеся затем "Догмат. Паноплия правосл. веры" монаха Евфимия Зигабена, "Сокровище правосл. веры" Никиты Хониата и "Церк. разговоры о вере Христа" Св. Симеона, архиеп. солунского, – были ниже Догматики Дамаскина. 3-й период начался с падением Греции в русской церкви, когда митропол. киевский Петр Могила основал Коллегию, где Д. Б. стало преподаваться в обширности. Вначале Д. Б. преподавалось в схоластическом духе, как на западе; первый отделил Д. Б. от Нравств. Богосл., как особенную науку, Феофан Прокопович; за ним вслед идет целый ряд выдающихся систематиков, как Георгий Конисский, Ириней Фальковский, Горский и др. С половины XVIII века обнаружилось сильнее стремление к освобождению от западной схоластики и стали появляться изложения догматов не на латинск. яз., а на русском. Таковые были системы: митр. моск. Платона, арх. Макария, митр. моск. Макария, архиеп. черниг. Филарета, еписк. Сильвестра, прот. Малиновского и мн. др. Тогда же стали появляться и догматические исследования по частным вопросам, причем многие из них, как сочин. Стефана Яворского и др., важны и для нашего времени.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Догматическое богословие" в других словарях:

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — наука, состоящая в систематич. (связном) изложении религиозных догматов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов. Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина Д. б. возникло в XVII XVIII вв. на Западе в результате дифференциации… …   Православная энциклопедия

  • Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • БОГОСЛОВИЕ — [греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… …   Православная энциклопедия

  • Богословие — – слово Богословие , заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей церкви Богословие в этимологическом отношении означало: слово о Боге, слово от Бога …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Богословие —    слово, заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей Церкви «богословие» в этимологическом отношении означало «слово о Боге», «слово от Бога», а у иных – …   Православие. Словарь-справочник

  • Богословие — (Θεολογία, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — (греч. Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Богословие — обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Россия. Русская наука: Богословие — Древняя Русь получила свои богословские знания из Византии. При церковном характере всей нашей древней письменности главную роль играли в ней переводы творений отцов церкви. Уже в Святославовом сборнике (XI в.) встречаются Богословские вопросы и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»